Восприятие: что это такое, свойства, качества и нарушения восприятия.

Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов, а не отдельных их свойств и признаков.

Начальным этапом акта восприятия является ощущение, в процессе которого отражаются отдельные качества, свойства предметов, образов и явлений. Ощущение имеет силу, качества, определенное место и чувственную окраску. Сумма нескольких ощущений составляет восприятие. В результате последовательных актов восприятия в головном мозге образуется целый ряд представлений, которые надолго остаются в памяти и волевым усилием могут быть при необходимости воспроизведены в сознании.

Таким образом, представления возникают без наличия в данный момент раздражителя. Наоборот, восприятие - процесс отражения образов и явлений действительности при непосредственном воздействии их на рецепторы.

Правильность акта восприятия зависит от состояния других физических функций (сознания, внимания и др.). Физиологической основой восприятия служит аналитико-синтстическая деятельность анализаторов, составляющих первую сигнальную систему (при влиянии второй). При восприятии, например легкового автомобиля, едущего по улице, мы получаем не отдельные изолированные ощущения, а целостные зрительные и слуховые образы автомобиля с присущими ему признаками: формой, величиной, цветом, особенностями движения, характерным звучанием и т.д.

Важную роль в процессе восприятия играет прошлый опыт человека. На основании своего опыта человек может узнать ряд предметов и явлений: животных, предметы домашнего обихода, орудия производства, явления природы и др. При этом целостный характер восприятия, опора на выделение существенных признаков позволяют человеку узнавать такие предметы и явления, которые несколько отличаются от образцов, воспринимавшихся им ранее. Если человеку показать, например, изображение собаки не известной для него породы, он тем не менее легко узнает, что это собака, хотя и необычной формы или окраса.

Зависимость восприятия от жизненного опыта человека, его образования, восприятия, профессии, потребностей и мотивов приводит к тому, что полнота и точность восприятия одних и тех же предметов и явлений могут отличаться у разных людей. Восприятие, будучи, как и всякий процесс познания, отражением материального мира, зависит и от особенностей личности воспринимающего субъекта, его прошлого опыта, знаний, интересов. Особенности личности и организма, потребности и мотивы восприятия, побуждения оказывают влияние на процесс восприятия, выделяя наиболее важные для воспринимающего человека стороны, качества и особенности объекта восприятия. Так же, как и ощущение, возникающее восприятие есть вместе с тем отражение того, что существует объективно, независимо от субъекта. Ощущение и восприятие являются субъективным образом объективного мира.

Избирательный характер восприятия, выделение объекта при восприятии.

При восприятии обычно выступает сосредоточение внимания на каком-либо основном объекте. Другие объекты или менее важные детали рассматриваемого объекта остаются незамеченными, образуют фон восприятия. Процесс восприятия выступает в виде выделения объекта из фона. Так, встретив знакомого человека на улице, мы нередко перестаем замечать особенности других людей, идущих в уличной толпе, едущих по мостовой машин. Все это образует фон, из которого выделяется объект восприятия - знакомый нам человек. Показательно и то, что мы нередко не замечаем не существенные для нас детали и в облике этого человека - цвет его галстука, форму прически.

Избирательность восприятия непосредственно связана с прошлым опытом человека, его интересами, знаниями, мотивами, потребностями, особенностями личности. Так, врач или медицинская сестра заметят даже при внешнем осмотре больного значительно больше важных для оценки здоровья деталей, чем люди, не обладающие специальными медицинскими знаниями. Любитель живописи, рассматривая незнакомую картину, обратит внимание на ряд ее особенностей, которые останутся незамеченными для человека, плохо знакомого с изобразительным искусством. Эта зависимость восприятия от прошлого опыта, мотивов, потребностей, особенностей личности, отношений человека называется апперцепцией.

Физиологической основой избирательности восприятия, умения вычленить объект из фона является свойство нервной системы выделять сигнал на фоне шума. Не относящийся к делу фон является помехой при восприятии объекта. Его называют шумом, независимо от того, затрудняет ли помеха восприятие слуховое, зрительное, обонятельное и т.п. Характерным примером шума являются помехи при восприятии радиопередачи. Специальные нервные механизмы позволяют выделить и воспринять нужный объект, сигнал их шума.

Известны различные типы, затрудняющие восприятие помех или шумов. Задачи такого рода напоминают восприятие, нахождение нужного объекта при поисках инструмента в ящике, в котором имеется много инструментов, расположенных в беспорядке друг над другом, либо при опознании легкового автомобиля определенной марки на дороге с многорядным движением.

Характерной чертой восприятия является его константность, т.е. относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия. Человек узнает геометрические фигуры (квадрат, треугольник, ромб и др.) независимо от того, в какой плоскости предъявлены фигуры - вертикальной, горизонтальной или при определенном наклоне плоскости, на которой расположена предъявляемая фигура. При изменении плоскости предъявления фигуры на сетчатку глаза проецируются изображения, значительно отличающиеся друг от друга, если, например, квадрат расположен в вертикальной или наклонной плоскости.

Константность восприятия выступает также при определении человеком величины предмета в случае их различной (но не очень большой) удаленности от глаза. Постоянство восприятия отмечается также в определенных пределах при узнавании цветов. Так, белая бумага воспринимается как бумага одного и того же цвета при солнечном и электрическом освещении, хотя электрический свет содержит много красных и желтых лучей и мало синих.

Узнавание объектов может быть разделено на два основных вида: обобщенное и индивидуализированное. При обобщенном узнавании мы относим предмет к какой-либо определенной категории, более или менее общей, широкой. Рассматривая изображение стола или стула, человек может сказать, что видит мебель, затем уточняет тип мебели - стол, стул, и указывает, что видит, например, письменный стол. Это все примеры обобщенного узнавания. При индивидуализированном узнавании объект отождествляется с каким-либо конкретным единичным объектом, воспринимавшимся ранее. К такому типу восприятия относится узнавание знакомого человека, конкретного, виденного раньше письменного стола и т.п.

Важную роль в процессе узнавания играет слово, вторая сигнальная система. Узнавая тот или иной объект, человек обычно относит его к определенной словесно обозначаемой категории предмета. Слово придает восприятию осмысленный характер. Оно помогает объединять воспринимаемые предметы в смысловые группы, создает предпосылки для обобщенного восприятия.

нарушения восприятия

Нарушения восприятия

Словесные обозначения значительно облегчают восприятие, делают процесс восприятия более экономным, уменьшают избыточность этого процесса. Так, слово "стол" объединяет ряд предметов, сходных по форме, величине и функциональному назначению. При узнавании стола человек не должен сопоставлять предъявляемый объект только с точно таким же единичным предметом, воспринимавшимся им ранее. Он может использовать для узнавания стола свои обобщенные знания о предметах, объединяемых названием "стол".

Словесные обозначения показывают также существенную помощь при выделении объекта из шума, при необходимости различения предмета с другими, сходными с ним предметами (нарушения восприятия воспроизведены на рис.).

Комментарии
  1. [20.08.18 19:46] Edel
    Интересный подход, конкретно всё разложено по полочкам в плане диагностики. а это за..
  2. [20.08.18 18:26] Capricorn
    Не так давно, по требованию реципиента, довелось совершать "чистку ауры". Понятие "био..
  3. [12.07.18 20:57] kadr
    Кстати, не можешь распознать не потому, что запрещено, а потому, что не получается.
  4. [12.07.18 20:28] kadr
    Тут даже дело не в том, что человек сам то, что видит, а в том, что то, что он видит, в..
  5. [11.07.18 00:35] Трансформатор
    Ну а вариант чел бухал, был пивом, а потом ему стало чуждо. И вот он теперь видит в друг..
  6. [11.07.18 00:32] kadr
    Рисуем картину, смотрим, показываем другим. Каждый видит своё. И замечаем, что то, что в..
  7. [10.07.18 23:51] Трансформатор
    Является ли гусеница, которая окуклилась и превратилась в бабочку, всё ещё гусеницей?
  8. [09.07.18 11:47] Трансформатор
    Записываю, чтоб не потерять нить. То есть мы, нужны душе, не чтоб выбирать добро-зло, хо..
  9. [01.07.18 01:20] kadr
    Карта как карта. С очень перегруженным Юпитером.
  10. [01.07.18 01:16] kadr
    - Я приветствую Учителей. -Мы приветствуем вас. Мы, Учителя Ноосферы, желаем ответить..
  11. [24.06.18 04:53] Edel
    Надо выставить правильно куспиды домов, там асц должен быть около 15 гр...
  12. [20.06.18 20:47] KyCTuK
    Давно хотел скинуть свою астрокарту для рассуждения, критики, советов ;) Дело в том что..
  13. [17.05.18 08:30] Edel
    Интересное наблюдение-изобретение. Ну, политика фармацевтических компаний всем и так у..
  14. [14.05.18 15:02] kadr
    Волею судеб я обладаю довольно интересным опытом работы с физическим телом и качествен..
  15. [11.05.18 22:57] kadr
    Шевелить глазами нельзя, и вспоминать о себе тоже нельзя, иначе выскакиваешь из состояни..