Время каннибалов.

каннибализм, некрофагия

Академик Б. Ф. Поршнев и его последователь Б. А. Диденко задались вопросом: зачем и для чего предшественник человека стал обивать камнями другие камни и изготавливать орудия труда? Отчего бы ему не оставаться в животных? Почему и как это началось?

Найденный ими ответ устрашающ: человечество в своем становлении прошло стадию адельфофагии, что переводится как "поедание собратьев". Проще говоря, человеческая история началась с людоедства. Создал человека вовсе не труд, не "естественный" отбор, а предельный, смертельный страх перед такими же людьми.

Один из корней ложного постулата, отождествляющего исчезнувших гоминид с людьми, состоит в том, что им приписали охоту на крупных животных. Но попробуйте, поохотьтесь за ними с первобытными скребками и другими обкалываемыми камнями - первобытными орудиями труда. Вряд ли добудете даже зайца. Но охотиться подобными орудиями сподручно за себе же подобными.

Не существует никаких достоверных свидетельств в пользу существования охоты на крупных животных в нижнем и среднем палеолите. Многочисленные скопления костей крупных животных на первобытных стоянках могли попросту быть собранными из разных мест для сооружения жилищ и других нужд. Сами же австралопитеки и питекантропы могли, похоже, лишь находить и осваивать трупы и скелеты умерших и убитых хищниками животных.

По-видимому, гоминиды поначалу включились в биосферу не как конкуренты убийц, а лишь как конкуренты тех зверей и птиц, что поедали "падаль", или потребляли то, что оставляли хищники. Главной характеризующей экологической чертой тех гоминид была, таким образом, некрофагия - трупоядение.

Впрочем, освоение уже обглоданных хищниками костей тоже было непростой задачей. Ни зубная система, ни пищеварительный аппарат не приспособлены к такому питанию. Вот тут-то и понадобился присущий обезьянам инстинкт разбивания камнями твердых оболочек орехов, моллюсков, рептилий. С еще более крепкими и острыми камнями гоминиды стали искусными и высокоэффективными раскалывателями, расчлени-телями и разбивателями крепких костей, кожных покровов и черепов. Костный мозг травоядных составляет приблизительно 5% их веса, так что у мамонта или слона этого питательного вещества было 200-300 кг, плюс столько же весил головной мозг [Диденко, 1999]. Причем среди опасных для человека животных претендентов на эту богатую протеином пищу практически не было. Питание же мозгом из поколение в поколение, возможно, могло создавать определенные предпосылки и для развития мозга у самих гоминид.

Одновременно гоминиды должны были оказаться и носильщиками. Приходилось или нести разнообразные камни к местонахождению костей, или, что лучше, нести сами кости к камням, к своим семействам в пещерах и гротах, создавая одновременно на разные случаи пищевые запасы костей. В зубах все это было никак не донести. Для ношения нужны освобожденные верхние конечности. Так и стали гоминиды прямоходящими.

Казалось, так могло бы продолжаться вечно. Гоминиды нашли устойчивую экологическую нишу, в которой относительно безбедно обитали из поколения в поколение. Но в плейстоцене началось вымирание представителей многих видов фауны. Добычи стало не хватать. Наиболее хищные и изворотливые из гоминид переходят к охоте за себе подобными.

Одни настигают других, другие спасаются бегством. Семьями и кланами бегут люди от других охотящихся за ними людей. На разных концах своего ареала кочующим приходилось сталкиваться с настолько не похожими на себя людьми, что они признавали в них не себе подобных, а каких-то чертей. Как отмечал В. П. Семенов-Тян-Шанский, "белая раса всегда была склонна изображать черта чернокожим людоедом, желтая раса - белым и рыжеволосым или блондином, т.е. похожим на европейца". Чем дальше отстоят люди друг от друга, тем хладнокровнее ведется истребление, превращаясь в подобие охоты.

Становление первобытных человеческих об шин, таким образом, происходит в непрерывной охоте друг за другом, в непрерывных междоусобицах.

В этой взаимоборьбе человек быстро*достигает самых труднодоступных уголков планеты. Вся суша оказалась заселенной на рубеже перехода от верхнего палеолита к неолиту. И впоследствии, вплоть до выхода в космос (тоже в результате взаимоборьбы СССР и США), историческая арена жизни человечества существенно уже не расширялась.

Человека от мира животных отличают две самые фундаментальные характеристики: ни одно животное не ест себе подобных, чтобы полакомиться; ни одно животное не убивает себе подобное по приказу третьего.

"Людоедство, оказавшееся во всех частях света и бывшее некогда еще более распространенным (и в Европе доисторические предания и остатки свидетельствуют о нем), не составляет особенности низших ступеней культуры и явления, происходящего лишь от какой-либо одной причины. ...Мы находим его среди плотных населений или там, где народ имеет возможность доставлять себе значительное число невольников. У садехов или бангалов невольников больше, чем их нужно для работы: у них избыток человеческого мяса. Сюда присоединяется резкое обособление народов, в силу которого чужеземцы считаются врагами, и из них может быть сделано всякое употребление, не исключая и употребление в виде пищи. В среде замкнутого племени людоедство так же было бы немыслимо, как и кровосмешение".

Ратцель Ф.

Фридрих Ратцель (1844-1904) - выдающийся немецкий географ, основоположник политической географии и антропогеографии, автор ряда фундаментальных книг, среди которых выделяются двухтомное издание "Народоведение" (1894) и "Политическая география" (1897).

Сплошь и рядом люди были вынуждены переходить к обороне от других людей. Происходит быстрая дифференциация на "своих" и "врагов". Между своими людьми вырабатываются свои сигнальные знаки, формируется своя речь, свои языки. Становление языков, таким образом, происходит не столько как средство общения, сколько как способ самоизоляции от "чужих". Среди "своих" шло становление этносов. В их основе цепочка: "я - семья - род - народ". При отсутствии смешанных браков с "чужими", "свои" под руководством вождей все более консолидируются в особые этнические группировки.

Особенно обостренна была борьба за наиболее комфортные места обитания. Здесь подчас нужно переходить к долговременной обороне от врагов. Среди оборонявшихся усложнялись формы племенной самоорганизации. При длительной обороне нужны были запасы воды и пиши. Люди могли отводить в укрепления воду, но добывать в осаде пишу было значительно труднее. Переход к искусственному приручению животных не всегда влек за собой успех. Для выпаса нужны обширные пастбища. В осажденных врагами местах нужно было создавать запасы кормов. Так возникло сенокошение, позволившее перейти на оседлый образ жизни. Оно же позволило создавать запасы продовольствия из наиболее продуктивных и распространенных злаков и для самих себя. Отсюда лишь шаг до выращивания злаков и перехода к земледелию.

О чертах характера доземледельческих людей можно судить по кочевникам-скотоводам, долго сохранявшими традиции почти исключительно мясного питания. Вспыльчивость, нетерпеливость, грубая страстность - хорошо известные их черты. Резкие и порывистые движения сочетаются с ленью и апатией. Еда не столько для восстановления сил, сколько многочасовой вечерний ритуал, к которому готовятся, чуть ли не с утра. Питая органическое отвращение к упорному физическому труду, кочевник в то же время мало дорожит и физическим комфортом, привык ограничивать свои потребности. Наряду со стремлением к добыче ослаблено чувство собственности. Богатство кочевника в его скоте. Если произойдет падеж скота, то против этого все равно ничего сделать нельзя: с эпизоотиями и сейчас трудно бороться. Скот может быть угнан врагом, но и самому можно угнать его у врага. Поэтому смотрит кочевник на свое богатство фаталистически. Для его накопления нужна, прежде всего, воинская доблесть. Война служит не для завоевания территории и всего, что есть на ней, а для истребления всех поголовно. Пленные не нужны, скот сам по себе хорошо растет, разве что за пленника может быть хороший выкуп [Трубецкой, 1999; Гачев, 1995; Ратцель, 1902]. А если еще на таком характере сказывается пристрастие к людоедству?

Но переход на питание культурными растениями даровал человеку терпение, рассудок, грациозность скелета, развил полезную привычку к труду. Человек - есть то, что он ест. Неслучайно все религии мира кладут те или иные ограничения на питание мясной пищей. Земледелец гораздо больше кочевника или зверолова дорожит своими полями и селениями. Возникшее чувство патриотизма создавало политические преимущества. И вместе с тем переход к земледелию развил алчную приверженность к накоплению материальных богатств, приведшую, в конце концов, человечество к экологической катастрофе. Среди земледельческих народов более выражены расслоение общества, беспринципный карьеризм, рабская психология, измены, предательства. Каин-земледелец убил Авеля-скотовода.

Комментарии
  1. [17.05.18 08:30] Edel
    Интересное наблюдение-изобретение. Ну, политика фармацевтических компаний всем и так у..
  2. [14.05.18 15:02] kadr
    Волею судеб я обладаю довольно интересным опытом работы с физическим телом и качествен..
  3. [11.05.18 22:57] kadr
    Шевелить глазами нельзя, и вспоминать о себе тоже нельзя, иначе выскакиваешь из состояни..
  4. [11.05.18 22:40] sanya.zhamkov
    вот такой вопрос есть. иногда когда я пытаюсь расслабиться у меня начинают открываться г..
  5. [10.05.18 16:44] Трансформатор
    здесь ответили http://coma.su/talk/viewtopic.php?id=74
  6. [10.05.18 15:32] Трансформатор
    Да, недостаточное углубление. Но это на самом деле круто, то что у тебя сейчас. Тебе над..
  7. [10.05.18 15:02] kadr
    Пятна для обычных практикующих это лучше, чем коридор, объясню почему. Коридор сразу у о..
  8. [10.05.18 12:05] sanya.zhamkov
    Пытаясь выполнить данную практику столкнулся с вот какой проблемой. все доходит до момен..
  9. [28.04.18 14:50] kadr
    Всем доброго времени суток! Сегодня у нас интервью с Романом Шевелёвым. Каждый желающи..
  10. [26.04.18 10:46] kadr
    Это информационная составляющая, надо на чём-то проверять. Ну так делали, вместе с энерг..
  11. [25.04.18 13:16] Zluka
    я вот еще думаю, а играет ли какую нибудь роль мысленное представление того, что ты хоче..
  12. [25.04.18 12:08] Zluka
    Ну да, всё верно. Надо как бы понять, что все структуры что мы создаем вокруг себя они в..
  13. [25.04.18 09:39] Zluka
    Согласна на 100% с тем, что терпение это не проявление воли. Если хочется ударить кого-н..
  14. [24.04.18 20:20] kadr
    Это хорошо
  15. [24.04.18 20:14] Трансформатор
    у меня кстати 2 кактуса, оба почти одинаковые. Один может быть контрольным.