Полушария большого мозга. Функции полушарий, признаки нарушений высших психических функций

Среди многочисленных функций, выполняемых головным мозгом, весьма важное место занимает осуществление высшей психической деятельности, которая у человека достигла особенно высокого уровня развития. Информация, поступающая в проекционные зоны коры большого мозга, ее определенная обработка и формирование ощущений приводят к тому, что в ассоциативных зонах на основе их анализа и синтеза, а также сопоставления с предшествующим жизненным опытом, извлекаемым из анналов памяти, образуются более сложные категории - понятия и представления, необходимые для осмысления действительности и формирования адекватного понимания ситуации и осуществления мыслительных процессов.

Врожденные способности, игровые и трудовые навыки, накапливающийся жизненный опыт обеспечивают формирование высших психических функций (ВПФ), проявляющихся, в частности, высоким уровнем возможностей к познанию и способностью к совершению сложных двигательных актов, т.е. к развитию гнозиса (от греч. gnosis - знание, узнавание, предметное восприятие) и праксиса (от греч. praxis - действие). Совершенствование гнозиса и прак-сиса привело к возможности формирования у человека новой ступени развития психической деятельности - речи. Речь, язык способствовали развитию абстрактного мышления - высшего достижения природы, способствующего тому, что овладевший речью человек смог достичь исключительного положения среди населяющих Землю живых существ.

Функциональная асимметрия полушарий большого мозга

Учение о межполушарной асимметрии берет начало с 1861 г., когда французский врач П. Брока (Broca P., 1824- 1880) установил наличие в левом полушарии мозга так называемого моторного центра речи. Исследования последующих лет позволили создать представление о различии участия левого и правого полушарий в психической деятельности. Полушарие, от которого прежде всего зависит функция речи, стало именоваться доминантным. У большинства людей им оказалась левая гемисфера.

Пониманию функциональных различий роли правого и левого полушарий мозга в формировании психики человека способствовало обследование больных, подвергшихся операциям: 1) префронтальной лейкотомии - перерезке путей, связывающих лобные отделы полушарий с подкорковыми образованиями, разработанной в 1935 г. Е. Моницом (Moniz Е., 1874-1955) для лечения больных с аффективными психозами и шизофренией; 2) рассечению мозолистого тела - расщеплению мозга с целью лечения эпилепсии. В 1949 г. за разработку этих операций португальскому нейрохирургу Е. Моницу была присуждена Нобелевская премия.

В 60-х годах XX в. исследования мозга после комиссуротомии проводил профессор психологии Калифорнийского университета (США) Р. Сперри (Sperry R.). Он установил, что после рассечения мозолистого тела процессы в каждом полушарии протекают независимо, словно действуют два человека - каждый со своим жизненным опытом. В каждом полушарии представлены свои функции: в левом - речь, письмо, счет, в правом - восприятие пространственных отношений и не дифференцируемое словами опознание. За эти исследования Р. Сперри в 1981 г. получил Нобелевскую премию.

Большой вклад в разработку проблемы межполушарной асимметрии внесла группа нейропсихологов во главе с А.Р. Лурия (1902-1977), работавшая на базе НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко в 50-70-х годах.

Функциональную асимметрию левого и правого полушарий можно рассматривать как эволюционное приобретение, отражающее достигнутый человеком исключительно высокий уровень функциональной дифференциации его мозга. По одной из гипотез с появлением зачатков абстрактного мышления и речи у далеких предков современного человека эти функции взяло на себя левое полушарие. В связи с этим связанная с левым полушарием правая рука постепенно становилась более активной и вместе с тем более сильной и ловкой. Абстрактное мышление и речь, находясь во взаимозависимости, постепенно совершенствовались и приобретали для человека все большую значимость.

В правом полушарии получили дальнейшее развитие функции конкретного мышления, восприятия и дифференциации неречевых звуков, музыки. Есть мнение, что правое полушарие имеет преимущества в обеспечении самосознания, в осуществлении ориентировки во внешнем пространстве, в узнавании людей по индивидуальным особенностям лица, голосу, в конструировании предметных действий.

В формировании функциональной асимметрии корковых полей большого мозга в процессе онтогенеза и последующего развития ребенка важное значение имеет наследственность. Признается, что у части людей, как правило, у левшей, возможна своеобразная ротация психических функций и тогда доминантным может оказаться правое полушарие. Однако у левшей в большинстве случаев асимметрия полушарий не столь выражена, как у правшей, при этом нередко отмечается сближение функциональных возможностей правой и левой руки, и в таком случае говорят об амбидекстрии.

На практике иногда возникает потребность выяснить, праворукость или леворукость имеет место у конкретного пациента, и таким образом ориентировочно определить, какое из его полушарий следует признать доминантным. Методов такой дифферениировки несколько. Можно уточнить, какая рука у пациента сильнее, на какой руке пальцы кисти более сильные и ловкие. Силу кистей рук можно проверить кистевым динамометром. Следует проверить, какой рукой пациент предпочитает резать хлеб, зажигать спичку и т.п. Контралатеральная доминантному полушарию рука обычно оказывается сверху, если пациент аплодирует, складывает руки на груди ("по-наполеоновски"). Большой палец этой руки обычно оказывается сверху, если попросить пациента свести кисти так, чтобы пальцы одной из них оказались между пальцами другой. На стороне, противоположной доминантному полушарию, обычно оказывается так называемая толчковая нога.

В 1981 г. Н.Н. Брагина и Т.А.Доброхотова предложили классификацию функциональных асимметрий. Неодинаковость двигательной активности правой и левой половин тела в ней рассматривается как моторная асимметрия. Неравнозначность восприятия объектов, расположенных справа и слева от сагиттальной плоскости тела, обозначается как сенсорная асимметрия. Наконец, специализация правого и левого полушарий мозга в осуществлении различных форм психической деятельности признается асимметрией психических функций.

В процессе развития ВПФ одно из полушарий, называемое доминантным (обычно левое), специализируется на обеспечении абстрактного мышления и речи - функций, свойственных только человеку. Левое полушарие, кроме того, оказалось ведущим в формировании наиболее сложных абстрактных психических процессов. Развитие же правого полушария создает возможности совершенствовать конкретное мышление, улавливать и адекватно оценивать особенности интонаций речи, воспринимать и дифференцировать неречевые звуки, в частности звуки музыки. Правое полушарие обеспечивает общее, зрительное и пространственное восприятие.

Функции полушарий большого мозга (межполушарная асимметрия)

Левое полушарие

Правое полушарие

Абстрактнос мышление Конкретное мышление
Речь. Логические и аналитические функции, опосредованные словом Улавливание эмоциональной окраски, особенностей речи
Формирование наиболее сложных двигательных актов Правильная оценка характера неречевых звуков. Музыкальный слух
Абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание Общее восприятие. Конкретное зрительное восприятие
Последовательное восприятие Конкретное узнавание
Аналитическое восприятие, математические вычисления Целостное восприятие (гештальт)
Оценка временных соотношений Оценка пространственных отношений
Установление идентичности стимулов по названиям Установление физической идентичности стимулов
Установление сходства Установление различий
Управление органами правой половины туловища. Получение информации пространства справа Управление органами левой половины туловища. Получение информации пространства слева

Некоторые современные психологи и физиологи (БатуевА.Б., 1991 и др.) считают, что человек с превалированием левополушарных функций тяготеет к теории, имеет больший словарный запас и активно им пользуется, ему присуща жизненная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события. "Правополушарный" человек тяготеет к конкретным видам деятельности, он медлителен и неразговорчив, но наделен способностью тонко чувствовать и переживать и склонен к созерцательности и воспоминаниям. В норме для большинства людей характерно двуединство этих крайних проявлений поведения и психики.

Существует мнение (Костандов ЭЛ., 1983) и о том, что у здорового человека имеет место взаимодополняющее сотрудничество обоих полушарий и преимущество функции одного из них проявляется только в определенной стадии того или иного вида нейропсихической деятельности. Отмечается, что, по-видимому, правое полушарие быстрее, чем левое, обрабатывает поступающую информацию. Зрительно-пространственный анализ стимулов сначала осуществляется в правом полушарии, а затем передается в левое, где происходит окончательный высший, семантический анализ и осознание характера этих стимулов.

В настоящее время есть основания для обобщения накопленных сведений о межполушарной асимметрии и определения значения этой асимметрии для психической деятельности человека. Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина и соавт. в 1998 г. на основании литературных и собственных материалов по этой проблеме пришли к выводу, что асимметрия мозга может быть представлена как проявление его функциональной зрелости. Она нарастает в детстве, обеспечивая нормальное психическое развитие ребенка, достигает максимума к зрелому возрасту, определяя возможную для данного человека эффективность его психической деятельности, и нивелируется в позднем возрасте, что проявляется постепенным снижением продуктивности психических процессов.

Асимметрия функций полушарий большого мозга ведёт к весьма существенным особенностям клинической картины у больных с поражением левого или правого полушарий большого мозга.

Особенности нарушений психических функций при поражении левого и правого полушарий большого мозга

Левое полушарие

Правое полушарие

Нарушение абстрактного и логического мышления, обобщений, аналитического мышления Расстройство образного восприятия мира, гнозиса. Агнозия на лица
Расстройство речи по типу афазии. Угасание активного поиска слов Нарушение схемы тела, ориентации в пространстве.
Невозможность кодировать вербальную информацию. Буквенная агнозия Нарушение восприятия целого
Угнетение произвольной психической деятельности Деперсонализация
Нарушение оценки временной ориентации заданий Конфабуляции. Расстройства зрительной памяти
Нарушение интуиции, навыков в ремеслах Нарушение кодирования невербальной образной информации
  Затруднение выполнения нагляднопространственных заданий, ориентации в пространстве
  Дисфория, дистимия
  нарушение восприятия чувственного образа, определения формы предметов

При нарушениях развития большого мозга или его поражении возникают расстройства высшых психических функций, в частности гнозиса, праксиса и речи, при этом их реализация во многом определяется особенностями деятельности определённых ассоциативных зон коры большого мозга. Поражение этих зон коры ведет к развитию вариантов нарушения гнозиса, праксиса, речи, памяти. Эти расстройства известны как агнозия, апраксия, афазия, амнезия.

Комментарии
  1. [15.12.18 02:32] ._
    Приходит ученик к учителю и спрашивает, учитель, почему когда я задаю вам вопрос, вы мне..
  2. [07.12.18 14:19] kadr
    [yt]watch?v=yZF6qH946cY[/yt] Начало ченнелинга здесь: http://coma.su/talk/viewtopic.php..
  3. [06.12.18 15:21] kadr
    [yt]watch?v=KHhoMTrCDhk[/yt] - Всех приветствую сегодня и приветствую всех тех, кто буд..
  4. [05.12.18 13:53] kadr
    [yt]watch?v=7rAgUnRoJK0[/yt] - Я приветствую вас, Высшие Силы. У меня сегодня вопрос от..
  5. [03.12.18 23:33] kadr
    [yt]watch?v=yJlXC0ISh38[/yt] - Ну я приветствую всех участников, которые сегодня на это..
  6. [29.11.18 10:17] Edel
    - Всех приветствуем сегодня, и мы бы хотели продолжить сегодня тему, которую мы начали..
  7. [26.11.18 10:58] Edel
    - Всех приветствуем сегодня. Приветствуем Силы, которые выдут с нами на контакт, а так..
  8. [24.11.18 21:41] kadr
    [yt]watch?v=MO4N6ayV6Tc[/yt] - Приветствую вас, Высшие Силы. Сегодня у меня вопрос в от..
  9. [22.11.18 06:10] Edel
    - Спасибо. А что вы можете сказать, на сегодня достаточно нам информации? Или мы можем п..
  10. [22.11.18 06:09] Edel
    - Всех приветствую, всех, кто будет слушать запись, а так же Силы, которые сегодня буд..
  11. [19.11.18 08:32] Edel
    Насколько человеку необходимо пребывать в энергетически чистом пространстве? - Энерге..
  12. [01.11.18 05:09] Трансформатор
    По поводу равнодушия. Впринципе это пересекается как я это представлял, только я не мог..
  13. [31.10.18 18:12] Zluka
    Но есть система, позволяющая открывать гораздо больше данных относительно человека, чело..
  14. [31.10.18 18:02] Zluka
    Человек конечно к равнодушию относится отрицательно. Холодность, отсутствие отклика нам..
  15. [31.10.18 16:32] kadr
    [yt]watch?v=4VwaGnskh-E[/yt] - Мы приветствуем вас. Силы Арктурианского кольца желают о..