Интеллект: что это такое, свойства, качества, инфраструктура и нарушения интеллекта.

Интеллект и способности

Интеллект как познавательная деятельность человека включает в себя уже приобретенный опыт (знания) и способность к дальнейшему его приобретению и применению на практике. Интеллект обобщает все познавательные процессы: мышление, внимание, память и, не являясь самостоятельной функцией или тем более ограниченным от других психическим процессом, не может рассматриваться с должной полнотой.

Вместе с тем значение интеллекта особо велико именно для медицинской психологии. В патологии встречаются такие случаи, когда налицо относительная сохранность ассоциативного процесса, сравнительно не нарушенная способности к суждениям, выводам, а познавательные возможности человека все-таки резко снижены. В одних случаях это может быть связано с нарушениями памяти, внимания, в других - с уменьшением первоначального объема знаний, навыков, неспособностью пополнять свой опыт, приобретать новые сведения.

Уровень познания окружающего при этом несомненно понижается, однако снижение не сопровождается столь же выраженными изменениями мыслительного процесса как такового. Так, при резко выраженной гипертермии существенных расстройств интеллекта может и не быть, однако нарушение формального мышления почти обязательно. Наоборот, при снижении интеллекта из-за сотрясения головного мозга мышление совершается с соблюдением законов логики, без значительных отклонений в смысле темпа и целенаправленности. Поэтому выделение интеллекта для патопсихологии является не только полезным, но и необходимым хотя бы с точки зрения возможности более пристального и подробного изучения нарушений психической деятельности соответствующих больных.

В истории психологии с понятием интеллект связано целое направление интеллектуализма, представителем которого был И. Гербарт (1776-1841 гг.), считавший интеллект основной функцией психики и объяснявший все другие психические явления различными сочетаниями представлений.

В прошлом предлагалось довольно много определений интеллекта. Из них наиболее распространенным было определение, данное Ясперсом: "Интеллект - это человек в целом, рассматриваемый со стороны его способностей". Оставалось непонятным, как же следует приступать к исследованию интеллекта, базируясь на особенностях всей психической сферы или принимая во внимание лишь способности исследуемого? Разумеется, человек, больной или здоровый во всех без исключения случаях должен изучаться всесторонне, т.е. "в целом". Однако для этого необходимо знание отдельных качеств и свойств психики. Поэтому вышеприведенное, еще бытующее определение интеллекта, по существу, ничего не дает ни в теоретическом, ни в практическом положении.

Объединение в понятии интеллекта категорий, связанных с познавательным процессом, соответственно предполагает изучение каждой из этих категорий в отдельности. Кроме того, должны быть рассмотрены и некоторые иные слагаемые, из которых составляется личность человека.

Формулировка интеллекта включает в себя прежде всего опыт и знания человека. Обе эти категории не могут рассматриваться без учета его способностей и одаренности.

Способности - такие индивидуальные свойства человека, которые помогают ему быстрее и легче овладеть знаниями, приобретать те или иные навыки и умения. Способности - психические явления, рассматриваемые более широко, чем интеллект. При этом подразумевается, что способности бывают всегда к какой-то определенной деятельности: к познанию и применению его на практике, музыке, технике и т.д. Потому и говорят о способностях не только интеллектуальных, но и музыкальных, художественных, технических.

Способности должны учитываться врачом при проведении им врачебной экспертизы. Но особое значение для медицинской психологии имеют именно интеллектуальные способности. Поэтому хотя в учебниках общей психологии способности разбираются в особой главе, включаемой в раздел о личности и располагаемой наряду с главами о направленности, темпераменте и характере, мы рассматриваем способности вместе с интеллектом. При этом нельзя забывать, что если направленность и темперамент являются достаточно самостоятельными подструктурами личности, то способности, как и характер, включая в себя черты и направленности личности и характера, являются общими свойствами личности.

Авторы, стоящие на идеалистических или биологизаторских позициях, утверждают, что интеллект, как и другие способности индивидуума, передаются по наследству в неизмененном виде. Выше уровня, определенного наследственностью, способности якобы подняться не могут. Отсюда делается практический вывод: достаточно замерить тестами уровень интеллекта и сравнить его с нормой для данного возраста, чтобы установить интеллектуальный коэффициент. Если он не совпадает со статистическими выведенными данными, считают, что ребенок является умственно неполноценным и ему следует учиться в специальной вспомогательной школе для умственно отсталых детей.

Интеллект, как и другие способности человека, не есть некая постоянная величина. Развитие способностей (на основании определенных биологических предпосылок-задатков) происходит в течение всей жизни, особенно интенсивно в детстве и юности. Следовательно, разовьются ли имеющиеся у человека задатки, зависит от условий его жизни, воспитания и обучения. В развитии биологических предпосылок ведущая роль принадлежит именно той деятельности, которая опирается на них. И чем раньше это будет сделано, тем эффективнее будут результаты развития. Задатки долгое время могут быть либо не развитыми, не превращенными в способности, либо не использованными во всей широте до определенного времени. Так было с СТ. Аксаковым, И.А. Гончаровым: оба писателя проявили незаурядное литературное дарование лишь на 40-50-летнем возрасте.

Определяя одаренность, имеют в виду сочетание различных способностей человека. Но, кроме способностей, одаренность - свойство не врожденное.

Важнейшим свойством и вместе с тем условием, интеллектуальной деятельности является умственная работоспособность. Характерно, что большинство талантливых и гениальных людей обладали большой работоспособностью. Являясь показателем силы нервной системы, работоспособность тем не менее не может быть развита в течение жизни и деятельности человека.

Таким образом, способности, одаренность и умственная работоспособность обязательно должны быть рассмотрены и учтены при решении вопроса об объеме знаний и опыта.

Ввесьма важную и существенную роль играет память. Богатые запасы памяти - важная предпосылка интеллектуального развития. Однако память опять-таки не главное в интеллекте. Ч. Дарвин, например, исключительно высокие интеллектуальные способности которого не подлежат сомнению, откровенно признавался, что обладал чрезвычайно слабой памятью.

Наши знания приобретаются в процессе обучения и практической деятельности. Большой запас знаний, так называемая эрудиция - важнейшее свойство интеллекта. Несмотря на это, нельзя оценить ум человека, овладевшего значительным количеством знаний, как большой и высокий, ибо и эрудиция не определяет всего интеллекта. Можно иметь диплом об окончании высшего образовательного учреждения и тем не менее не обладать развитым интеллектом. И наоборот, человек со сравнительно небольшим запасом знаний только лишь на основании одного этого не может считаться интеллектуально отсталым. Способность к суждению, применению имеющегося комплекса знаний и опыта может быть у него на высоком уровне, что при соответствующих условиях и проявляется в виде замечательных трудовых успехов.

Немаловажны и внимание, волевые качества человека, способности к восприятию, особенности эмоциональной сферы примени тельно к понятию интеллекта. Однако так же, как и память, эти психические функции представляют собой лишь его предпосылки, которыми обусловлено развитие интеллекта. Специально следует отметить роль мышления, точность понятий, которыми оно оперирует, тонкий анализ и точный синтез, их адекватность ситуации, обстановке. Наконец верность суждений и умозаключений обязательны для высокоразвитого интеллекта, являясь вместе с тем его необходимыми условиями и предпосылками.

Таким образом, интеллект - весьма сложное психическое явление, включающее в свою структуру ряд элементов (см. рис.). Развитие интеллекта нельзя рассматривать в отрыве от социальной среды, которая обязательно принимается во внимание при квалификации его глубины и широты в течение дальнейшей жизни. Оба эти качества не могут служить критерием при оценке интеллекта, как нельзя, посмотрев на термометр сегодня, сказать, какая температура воздуха будет завтра.

Интеллект

Интеллект

Инфраструктура интеллекта

Инфраструктура интеллекта

Нарушения интеллекта.

Врачу в его практической работе обязательно придется иметь дело с больными, у которых имеется недостаточность интеллекта. Она может быть либо врожденной (малоумие разной степени), либо приобретенной (слабоумие частичное, полное) в результате различных заболеваний. Наиболее глубокие поражения интеллекта наблюдаются в неврологической и психиатрической клиниках, где изучению этой психической функции уделяется особое внимание.

Однако легкие формы патологии интеллекта, что может проявиться в некотором понижении памяти, нестойкости внимания, уменьшений его объема, в ослаблении сообразительности и пр., возможны при ряде соматических заболеваний. Умение своевременно выявить ту или иную степень слабоумия может оказать большую пользу и при собирании анамнеза, жалоб, во время осмотра больного, на протяжении курса лечения.

Исследование интеллекта.

Следует установить прежде всего соответствие имеющегося у больного запаса знаний и образования, соответствие жизненного опыта возрасту, характеру трудовой деятельности. Для этого больному предлагают вопросы, которые обязательно должны быть соотнесены с образованием и вообще предполагаемым уровнем развития интеллекта. Если врач не учтет этого, дальнейший контакт с больным может быть нарушен. Особенно это касается тех случаев, когда у больного с высшим образованием врач станет спрашивать элементарные сведения или если при отсутствии у человека достаточной подготовки ему будут предложены слишком сложные вопросы.

В дальнейшем в соответствии с имеющимся умственным багажом применяют тесты для проверки возможностей синтеза и анализа. В зависимости от степени понижения интеллекта можно затем предложить больному решить несколько более или менее сложных задач, а также спросить, как он понимает переносный смысл пословиц, поговорок. Иногда исследуемому предлагают подобрать к некоторым словам синонимы или привести пример омонимов, дать определение двум-трем понятиям.

При изучении интеллекта пожилого человека необходимо помнить, что согласно исследованиям, проведенным в последние годы, установлено менее разрушительное влияние старения на интеллектуальные способности более одаренных людей.

При изучении степени снижения интеллекта полезно использовать специальные таблицы для экспериментально-психологических исследований, в которых даны готовые тесты на синтез и анализ, осмысливание и сообразительность, имеется перечень пословиц и метафор, слов-синонимов и т.п. Результаты изучения интеллекта сопоставляют с данными исследования остальных психических функций. Только после этого можно сделать окончательный вывод о психическом состоянии больного и тех практических мероприятиях, которые целесообразны при общении с ним.

Комментарии
  1. [17.05.18 08:30] Edel
    Интересное наблюдение-изобретение. Ну, политика фармацевтических компаний всем и так у..
  2. [14.05.18 15:02] kadr
    Волею судеб я обладаю довольно интересным опытом работы с физическим телом и качествен..
  3. [11.05.18 22:57] kadr
    Шевелить глазами нельзя, и вспоминать о себе тоже нельзя, иначе выскакиваешь из состояни..
  4. [11.05.18 22:40] sanya.zhamkov
    вот такой вопрос есть. иногда когда я пытаюсь расслабиться у меня начинают открываться г..
  5. [10.05.18 16:44] Трансформатор
    здесь ответили http://coma.su/talk/viewtopic.php?id=74
  6. [10.05.18 15:32] Трансформатор
    Да, недостаточное углубление. Но это на самом деле круто, то что у тебя сейчас. Тебе над..
  7. [10.05.18 15:02] kadr
    Пятна для обычных практикующих это лучше, чем коридор, объясню почему. Коридор сразу у о..
  8. [10.05.18 12:05] sanya.zhamkov
    Пытаясь выполнить данную практику столкнулся с вот какой проблемой. все доходит до момен..
  9. [28.04.18 14:50] kadr
    Всем доброго времени суток! Сегодня у нас интервью с Романом Шевелёвым. Каждый желающи..
  10. [26.04.18 10:46] kadr
    Это информационная составляющая, надо на чём-то проверять. Ну так делали, вместе с энерг..
  11. [25.04.18 13:16] Zluka
    я вот еще думаю, а играет ли какую нибудь роль мысленное представление того, что ты хоче..
  12. [25.04.18 12:08] Zluka
    Ну да, всё верно. Надо как бы понять, что все структуры что мы создаем вокруг себя они в..
  13. [25.04.18 09:39] Zluka
    Согласна на 100% с тем, что терпение это не проявление воли. Если хочется ударить кого-н..
  14. [24.04.18 20:20] kadr
    Это хорошо
  15. [24.04.18 20:14] Трансформатор
    у меня кстати 2 кактуса, оба почти одинаковые. Один может быть контрольным.