Личность: что это такое, свойства, качества и нарушения личности.

Психология личности

Вопрос о психологических особенностях личности вообще и больного, в частности, является самым главным в медицинской психологии. Тем не менее он, к сожалению, остается недостаточно изученным.

Личность может быть определена как отдельно взятый конкретный человек - продукт общественного развития определенной исторической эпохи с присущими ему индивидуальными биологически и социально обусловленными свойствами и качествами психики. Но человек - не только личность, но и организм. Поэтому личность - это человек как носитель сознания.

Вопрос о психологических особенностях личности вообще и больного, в частности, является самым главным в медицинской психологии. Тем не менее он, к сожалению, остается недостаточно изученным.

Личность может быть определена как отдельно взятый конкретный человек - продукт общественного развития определенной исторической эпохи с присущими ему индивидуальными биологически и социально обусловленными свойствами и качествами психики. Но человек - не только личность, но и организм. Поэтому личность - это человек как носитель сознания.

Каждая личность имеет индивидуальную функциональную структуру свойств. Отдельные свойства личности, обычно называемые чертами, подвержены изменениям (условия жизни, воспитания, патологический процесс и др.). К.К. Платонов говорил не просто о структуре, а о динамической структуре личности.

Личность - центральный объект изучения психологии, социологии, педагогики, правоведения и многих других наук. История учения о личности и методики ее изучения прошли сложный путь и претерпели разнообразные изменения. Одни исследователи говорили о непознаваемости психики человека вообще, другие пытались изучить личность с помощью интуиции, вчуствовавшись в переживания человека, усилия третьих были направлены к исследованию только внешних проявлений психической деятельности.

Субъективно-идеалистическая психология пыталась изучать внутренний мир человека вообще, вне всякой связи с социальной средой. Иногда придавалось некоторое значение влиянию факторов внешней среды, однако по сравнению с ролью врожденных качеств ей отводилось второстепенное место. Во всех поисках истинного пути к действительному пониманию личности человека не учитывалось (или трактовалось неверно) то основное, что отличает человека в биологическом мире, - социальная среда, непрерывно совершающийся процесс общественного развития личности, в котором большое значение имеет следующее.

Направленность личности.

Передовые отечественные клиницисты середины и конца XIX и начала XX в., исходя из принципа нервизма, рассматривали и изучали больного не только как объект, но и как субъект, неповторимую в своих свойствах личность, в единстве с внешней и прежде всего социальной средой, во всей сложности их взаимосвязи и взаимообусловленности.

С точки зрения материалистического учения личность определяется не столько биологическими, наследственными свойствами, сколько социальными. Основой, определяющей всю личность, является та ее социально обусловленная сторона, которая включает в себя направленность личности, ее моральные качества. Направленность личности - это совокупность взглядов и убеждений человека, ставших руководящими и в его активной деятельности, направленной на достижение относительно далеких и сложных жизненно важных для него целей. В направленности надо различать ее качества и формы.

Качества направленности личности

Качества направленности личности

Формы направленности личности

Формы направленности личности

Уровень личности - это общественная значимость направленности. Положительная широта может переходить в разбросанность. Интенсивность может колебаться от полного безразличия до отчетливо выраженной страсти, связанной и с устойчивостью направленности. Важнейшим качеством направленности является ее действенность, в которой проявляется активность характера.

Формы направленности личности - это влечения и желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение и, как высшая форма направленности - убеждения.

Интерес личности - это специфическая познавательная форма направленности личности на предметы и явления окружающего мира. Специфическая потому, что у каждой личности имеются определенные сознательные мотивы и возникает соответствующая эмоциональная окраска объекта интереса. Особо следует отметить активность и волевой компонент в структуре того или иного интереса. Если степень активности невелика, то интерес имеет преимущественно созерцательный характер, если значительна, то интерес побуждает человека к действию в направлении познания, овладения предметом интереса и становится склонностью.

Интересы свойственны всем людям. Разным личностям присущи интересы разные по широте, устойчивости и другим качествам. При этом широта интересов обязательно предполагает выделение одного из них как основного и ведущего. Это придает человеку устойчивость в жизни, концентрирует его волю и помогает при достижении определенных успехов в процессе деятельности.

Идеалы имеют большое воспитательное значение, хотя воспитание в себе тех или иных качеств в конечном счете зависит от волевых свойств личности.

Под мировоззрением понимается система взглядов на окружающую человека объективную реальность. Мировоззрение людей определяется общественным бытием, включающим в себя теории и идеи, которые возникают на основе той или иной общественной формации. Мировоззрение личности так же, как и ее интересы, идеалы и потребности, существуют не сами по себе, а всегда связаны с духом времени, конкретной исторической эпохой и свойственным ей общественным сознанием.

Сравнение мировоззрения конкретной личности с идеологией позволяет выявить взгляды:

  1. соответствующие уровню сегодняшнего времени;
  2. являющиеся ростками нового;
  3. являющиеся "родимыми пятнами", пережитками.

Убеждения как высшая форма направленности определяются сочетанием мировоззрения со стремлением к его осуществлению, готовностью бороться за свое мировоззрение. Эта сторона личности тесно связана со стороной, в которую входят индивидуальные особенности отдельных психических процессов.

Наиболее отчетливо это видно на убеждениях, в структуру которых входят компоненты мышления, эмоций и воли. Обе подструктуры связаны с третьей - знаниями, навыками, умениями и привычками личности, объединяемые понятием "опыт". Эта подструктура определяет уровень развития личности и имеет особое значение для педагога, но и врач должен остерегаться оценивать его мышление по уровню знаний. Ни психотерапия, ни трудотерапия не будут эффективными, если врач не учтет особенности третьей стороны личности больного.

Темперамент.

Четвертой подструктурой личности является темперамент- - особенность личности, характеризующая ее со стороны динамики психических процессов. Физиологической основой этих особенностей являются присущие нервной системе человека сила, скорость протекания, быстрота смены и уравновешенность основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Учением о типах нервной системы И.П. Павлов раскрыл физиологическую сущность различных темпераментов, известных еще со времен античной медицины. В зависимости от сочетания указанных И.П. Павловым свойств возбудительного и тормозного процессов можно было выделить довольно большое количество темпераментов. В практике чаще всего пользуются классификацией, предусматривающей выделение четырех основных типов: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического

Соотношение типов нервной системы и темпераментов

Соотношение типов нервной системы и темпераментов

Люди холерического темперамента характеризуются глубиной своих устремлений, склонностью к быстрой смене настроения, бурным эмоциональным переживаниям, неуравновешенности и цикличности. Они психомоторно подвижны, мимика их отличается живостью и разнообразием. Физиологическая характеристика - сильный подвижный неуравновешенный тип нервной системы. Холерический темперамент описан современниками у А.С. Пушкина, А.В. Суворова, Петра I.

Сангвиники также подвижны, речь их сопровождается богатой жестикуляцией. Они эмоционально отзывчивы на все воздействия окружающей действительности и характеризуются быстрой сменой настроений и сравнительной легкостью, с которой переносят неудачи и жизненные невзгоды. Отмечается также некоторая поверхностность в отношении к делу, с лихвой "компенсируемая" чрезвычайной общительностью, приветливостью к людям. Физиологическая характеристика - сильный подвижный уравновешенный тип нервной системы. Сангвинический темперамент наблюдался у А.И. Герцена, весьма образно описан Л.Н. Толстым в "Анне Карениной" у Стивы Облонского.

Представители флегматического темперамента медлительны и спокойны. Внешние проявления их переживаний относительно небогаты и бледны, смена чувств происходит постепенно. Эти "упорные труженики жизни", начатое дело всегда доводят до конца, неизменно оставаясь невозмутимыми и сосредоточенными. Физиологическая характеристика - сильный инертный уравновешенный тип нервной системы. Пример - И.А. Крылов.

Меланхолики характеризуются пониженной активностью, быстрой утомляемостью, внешним спокойствием, несмотря на значительную глубину их переживаний. Они робки и застенчивы, нерешительны и легко ранимы, смена настроений замедлена. Физиологическая характеристика - преобладание слабости нервных процессов, не позволяющей определить их отдельные свойства. Представителями меланхолического темперамента можно считать В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя.

Б.М. Теплов (1896-1965 гг.) на основании полученных им экспериментальных данных пришел к выводу о том, что, несмотря на "отрицательные" стороны (слабость) типологических особенностей меланхолического темперамента, у людей этого типа отмечается и ценное положительное качество: высокая абсолютная чувствительность. Даже при одной лишь физиологической характеристике этот тип нервной системы нельзя считать социально неполноценным, как это утверждалось ранее некоторыми учеными.

У большинства людей отмечается сочетание выраженных свойств одного темперамента с некоторыми свойствами другого. Реже можно встретить представителей того или иного темперамента в чистом виде, с четко очерченными характерными чертами и без добавления не характерных, поэтому каждую личность при оценке ее темперамента надо как бы расположить в системе трех координат.

Все так называемые общие типы нервной системы (или типы высшей нервной деятельности), не являются чем-то неизменным. Это было показано на животных в лабораториях И.П. Павлова, и подтверждено клиникой на исследованиях человека. Однако не переделывая своего темперамента, человек приспосабливает к нему свой индивидуальный стиль работы.

Помимо свойств возбудительного и тормозного процессов, деятельность нервной системы характеризуется особенностями взаимоотношений сигнальных систем. При любом общем типе нервной системы у человека взаимоотношения сигнальных систем могут быть своеобразными. В зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы И.П. Павлов выделил три "истинно человеческих" типа: мыслительный, художественный и средний.

Типологические черты темперамента

Типологические черты темперамента

В случае функционального перевеса деятельности второй сиг-налыюй системы мы будем иметь дело с мыслительным типом. Представители этого человеческого типа склонны к рассудочной жизни, анализу и "расщеплению" явлений действительности, отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются сдержанностью и умеренностью. Типичным представителем этого типа был академик И.П. Павлов.

Люди, у которых отмечается преобладание первой сигнальной системы, принадлежат к художественному типу. Мышление их - с преобладанием конкретно-образного и эмоционального компонентов. Налицо большая сила воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Характерна и определенная склонность к эффекту. В соответствии с особенностями творчества, свидетельствами биографов, друзей и близких, к представителям художественного типа можно отнести Л.Н. Толстого, И.В. Гете.

Уравновешенность в деятельности сигнальных систем дает средний, промежуточный, тип. По сравнению с двумя крайними типами средний, истинно человеческий, встречается гораздо чаще (80%).

И.П. Павлов неоднократно отмечал, что преобладание в функции одной из сигнальных систем - результат влияния внешних условий, и зависит он главным образом от обстановки, в которой протекало воспитание. Как свойства общего типа нервной системы, так и качества типа истинно человеческого, могут изменяться под влиянием деятельности, благодаря тренировке. Как и в случае общих типов нервной системы, когда возможны сочетания качеств в одной личности, характерных для иных темпераментов, при истинно человеческих типах преобладание свойств, указывающих на функциональный перевес одной из систем, не исключает возможности проявления иных черт. Так, представителям художественного типа вполне доступны отвлеченные, высшего порядка абстракции, а людям мыслительного - конкретнообразные суждения.

Об интеллекте мы поговорим особо. Сейчас скажем лишь, что степень интеллектуального развития не зависит от тех или иных соотношений сигнальных систем. При любом типе - и общем, и чисто человеческом - могут иметь место самые различные способности, так же, как и прочие свойства личности, что дает возможность соответственно формировать необходимые ее качества.

Хотя деятельность людей, их поведение и связаны с типологическими особенностями, тем не менее обусловливается она системой общественных отношений, сложившихся под влиянием условий жизни на всем протяжении истории развития личности.

Характер.

Характер - это сочетание наиболее устойчивых особенностей существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека и определенном отношении его к действительности и к самому себе. В отличие от всех прочих отдельных свойств личности характер не является одной из ее составных частей, но представляет собой внешнее проявление единства почти всех входящих в нее, если так можно выразиться, компонентов. Иными словами, характер - это качество личности. При этом <все черты характера являются чертами личности, но не все черты личности являются чертами характера> (К.К. Платонов).

Свое внешнее выражение характер находит в направленности всей многогранной и сложной деятельности индивида. Это, во-первых, отношение личности к другим людям и обществу (коллективизм или индивидуализм, эгоизм, гуманность, чуткость и человеконенавистничество, жестокость и черствость, правдивость и лживость), во-вторых, отношение к труду (трудолюбие и леность, аккуратность и небрежность, чувство нового и консерватизм, бережливость и скупость, в-третьих, отношение к самому себе (высокая требовательность и самоуспокоенность, самокритичность и преувеличенное самомнение, скромность и высокомерие, чувство собственного достоинства и недооценка его. застенчивость и кичливость). Наконец, это проявление волевых качеств (целеустремленность и возможность отхода от планомерного достижения поставленной перед собой основной задачи или отсутствие руководящей цели, самостоятельность и действия вопреки убеждениям, т.е. под влиянием извне, решительность и неуверенность, настойчивость и несостоятельность в доведении начатого дела до конца, выдержка, самообладание и невозможность владеть своими действиями, сдерживать при необходимости свои потребности, переносить физические страдания, невзгоды, дисциплинированность и неумение подчинять свои действия правилам общежития, смелость, мужество и трусость, малодушие).

Формирование характера происходит только под влиянием общественной среды и опыта как проявление некой совокупности личностных качеств. Характер формируется на всем протяжении жизни человека и, в свою очередь, сам оказывает существенное влияние на развитие личности. В зависимости от характерологических особенностей личности разрешаются внутренние противоречия в человеке и определяются его действия.

Акцентуации характера.

Понятие об акцентуациях.

Профессор Берлинского университета К. Леонгард ввел понятие об акцентуированных личностях с учетом акцентов (преувеличения, отклонения от нормы) как черт характера, выражающихся как в особенностях мыслительной сферы, побуждениях человека, так и темперамента, влияющего на темп и глубину эмоциональных реакций, на реактивные качества личности, в частности на темп и глубину эмоциональных проявлений.

Заострение некоторых особенностей характера, которые в подростковом возрасте в силу своей непосредственности подростки не стремятся сгладить и затушевать, может проявляться в виде так называемой акцентуации характера. С повзрослением черты акцентуаций сглаживаются, что дало основание А.Е. Личко говорить о <преходящих подростковых акцентуациях характера>. Некоторые авторы, например К. Леонгард (1968 г.), вместо термина <акцентуации характера> пользуются термином <акцентуированная личность>. Однако применительно к юношам и подросткам с еще не сложившейся личностью целесообразнее пользоваться первым термином. Кроме того, как указывает специалист в этой области профессор В.Ф. Матвеев, "когда используется термин акцентуированная личность, нередко подразумевается болезненная, малообратимая личностная деформация, в то время как особенности характера при акцентуациях имеют тенденцию к сглаживанию с повзрослением, проявляются не постоянно, а лишь при некоторых сложных ситуациях и почти не обнаруживаются в обычных условиях".

В рассказах М. Горького немало интересных зарисовок акцентуированных личностей. Так, в рассказе "Люди наедине с собою" М. Горький пишет: "...Наблюдая, как ведет себя человек наедине с собою, я вижу его "безумным" - не находя другого слова".

Впервые я заметил это еще будучи подростком. Клоун Рондаль, англичанин, проходя по пустынному коридору цирка мимо зеркала, снял цилиндр и почтительно поклонился своему отражению. В коридоре не было ни души, я сидел в баке для воды над головой Рондаля, он не мог видеть меня, да и я не слышал его шагов, я случайно высунул голову из бака как раз в тот момент, когда клоун раскланивался сам с собой. Потом я сообразил, клоун - да еще и англичанин - человек, ремесло или искусство которого - эксцентризм...

Но я видел, как А. Чехов, сидя в саду у себя, ловил шляпой солнечный луч и пытался - совершенно безуспешно - надеть его на голову вместе со шляпой. И я видел, что неудача раздражает ловца солнечных лучей: его лицо становилось еще более сердитым. Он кончил тем, что, уныло хлопнув шляпой по колену, резким жестом нахлобучил ее себе на голову, раздраженно отпихнул ногою собаку Тузика, прищурив глаза, искоса взглянул в небо и пошел к дому. Он же долго и старательно пытался засунуть толстый красный карандаш в горлышко крошечной аптекарской склянки. Это было явное стремление делать все солидно, с упрямой настойчивостью экспериментатора.

Л.Н. Толстой тихонько опрашивал ящерицу:

- Хорошо тебе, а? Она грелась на камне в кустах по дороге в Дюльбер, а он стоял пред нею, засунув за ремень пояса пальцы рук, и, осторожно оглянувшись вокруг, большой человек мира сего сознался ящерице:

- Мне нехорошо.

Профессор М.М. Тихвинский, химик, сидя у меня в столовой, спрашивал свое отражение в медном подносе:

- Что, брат, живешь? Отражение не ответило. Он вздохнул глубоко и начал тщательно ладонью стирать его, хмурясь, неприятно шевеля носом, похожим на зародыш хобота.

...А.А. Блок, стоя на лестнице во "Всемирной литературе", писал что-то карандашом на полях книги и вдруг, прижавшись к перилам, почтительно уступил дорогу кому-то, незримому для меня. Я стоял наверху, на площадке, и когда Блок, провожая улыбающимся взглядом того, кто прошел наверх по лестнице, встретился с моими, должно быть глазами, он уронил карандаш, согнулся, поднимая его, и спросил: "Я опоздал?"

В зависимости от степени выраженности выделяются две степени акцентуации - явная и скрытая.

Явная акцентуация - это крайний вариант нормы с удовлетворительной адаптацией, временными нарушениями и отклонениями в поведении, но с постоянной выраженностью заостренных черт характера. Скрытая акцентуация - обычный вариант нормы со слабо выраженными заостренными чертами, проявляющимися лишь при чрезмерных психотравмирующих ситуациях. Акцентуации характера занимают промежуточное положение между здоровыми и страдающими психопатией.

Психопатии отличаются от акцентуаций. Категориями отграничения при постановке диагноза психопатии являются тотальность, всеобщность и относительная устойчивость (стабильность) аномальных черт характера, продолжительные нарушения социальной адаптации, склонность к неизбирательной декомпенсации в любых психотравмирующих условиях, фиксации патологического стереотипа поведения, выходящего за рамки возможного в соответствующей микросоциальной среде.

Классификация акцентуаций.

А.Е. Личко на основании клинико-психологических исследований выделяет следующие типы акцентуации:

  1. М - меланхолический;
  2. Г - гипертимный;
  3. Ц - циклоидный;
  4. Л - эмоционально-лабильный;
  5. А - астеноневротический;
  6. С - сензитивный;
  7. П - психастенический;
  8. Ш - шизоидный;
  9. Р - паранойяльный;
  10. Э - эпилептоидный;
  11. И - истероидный;
  12. Н - неустойчивый;
  13. К - конформный.

Преобладающим среди обследованных студентов актерских факультетов театральных высших образовательных учреждений были циклоидный, истероидный, конформный, эмоционально-лабильный, среди студентов физико-технических - шизоидный, паранойяльный, психастенический. Однако специфический контингент обследованных актеров заставляет особо выделить демонстративный тип личности, описанный К. Леонгардом.

Экспериментально-психологические исследования дали общий срез акцентуаций, например выявленные по методу СМИл экспрессивные личности включали в себя клинически выраженные черты демонстративного и гипертимного типа. Клинические наблюдения являются основным, а экспериментально-психологические - дополнительным методом психодиагностики.

Приведем краткие характеристики типов акцентуаций, перемежая их рассказом одного из горьковских персонажей из "Чужих людей" о цветных чертях.

Гипертимный тип отличается неугомонностью, шумливостью, подвижностью, общительностью, склонностью к озорству, неусидчивостью, приподнятым настроением. Им свойственна переоценка собственной личности, тяга к компаниям, подчас асоциальным.

Навязчивые мысли и действия свойственны психастеникам. Акцентуации по психастеническому типу выражаются в повышенном самоанализе и самобичевании, робости, тревожной мнительности, <умственной жвачке>, навязчивых состояний страха, моторной неловкости и нерешительности.

"Страшны черти колокольного звона. Они влекут к распутству и даже внешне напоминают женский орган... но еще страшнее черти лунных ночей. Это - пузыри. Они двигаются только по вертикали, вверх и вниз, и внушают человеку навязчивые мысли."

Шизоидному типу свойственны раздвоенность, замкнутость "аутизм", эмоциональная холодность, трудность в межличностных взаимоотношениях, склонность к вычурной фантазии, символике, "философской интоксикации". В качестве коммуникативного допинга используется алкоголь. Шизоиды обнаруживают неуклюжесть и вычурность в психомоторной сфере, раздвоенность сознания

"Драповые черты напоминают формой своей гвозди с раздвоенным острием. Они в черных шляпах, лица у них зеленоватые и распространяют дымный, фосфорический свет. Они двигаются прыжками, напоминая ход шахматного коня. В мозгу человека они зажигают синие огни безумия."

Возбудимый тип характеризуется импульсивностью поступков.

..."Подсказывает нечто странное, благодаря чему человек может сказать губернатору <дурак!>, изнасиловать свою дочь, закурить папиросу в церкви, да-да!.. Эти черти неосмысленного буйства."

При эпилептоидном типе акцентуации злобная гневность и жестокость уживаются с бережливостью, педантизмом и аккуратностью, повышенной ревнивостью, стремлением к властвованию. Алкогольное опьянение усиливает агрессию и сопровождается беспамятством, садомазохистическими наклонностями.

"Животная сила этих людей не удивляла меня - быки и жеребцы сильнее. Но было жутко наблюдать нечто враждебное в их отношении к женщинам, красотою которых они - только что - почти благоговейно восхищались. В их сладострастии я чувствовал примесь изощренной мести, и казалось, что эта месть возникает из отчаяния, из невозможности опустошить себя, освободить от чего-то, что угнетало и уродовало их. В каждом из них жило, ворочалось что-то темное, страшное. Женщины визжали от боли их укусов и щипков, но принимали жестокость как неизбежное, даже как приятное."

Циклоидному типу свойственны склонность к колебаниям настроения (период подъема с активностью, шутливостью), алкоголизации (до одной - двух недель) может сменяться понижением настроения до степени, не доходящей до истинной депрессии (субдепрессия). Мелкие неприятности тогда переносятся тяжело. Появится вялость, скука, разбитость, стремление к одиночеству.

"Есть, например, черти лиловые; они бесформенны, подобны слизнякам, двигаются медленно, как улитки, и полупрозрачны. Они занимаются распространением скуки. От них исходит кислый запах и на душе делается сумрачно."

Главной чертой лабильного типа является крайняя неустойчивость настроения, меняющегося от ничтожного повода. Это люди настроения, сиюминутного каприза, чуткие к знакам внимания, привязывающиеся к родным и близким. У лабильных циклоидов фаза упадка короче (один - два дня).

Сензитивный тип отличается впечатлительностью, тягой к интеллектуально-эстетическим увлечениям, переживаниям своей неполноценности.

Высмеивая свою сензитивность, М. Горький так описывает встречу с Короленко, который обнаружил стилистические недостатки разных произведений молодого писателя: "Оказалось, что в моей поэме кто-то сидит <орлом> на развалинах храма. <Место мало подходящее для такой позы, и она не столько величественна, как неприлична>, - сказал Короленко, улыбаясь. Вот он нашел еще <описку>, еще и еще. Я был раздавлен обилием их и, должно быть, покраснел, как раскаленный уголь. Заметив мое состояние, Короленко, смеясь, рассказал мне о каких-то ошибках Глеба Успенского, это было великодушно, а я уже ничего не слушал и не понимал, желая только одного - бежать от срама. Я ушел и несколько дней прожил в мрачном угнетенном духе".

Астено-невротинеский тип проявляется капризностью, раздражительностью, плохим сном и аппетитом, ипохондричностью.

Неустойчивый тип характеризуется легкой подчиняемостью, безынициативностью. Эти лица часто попадаются в сомнительные компании, склонны к отклоняющемуся (делинквентному) поведению, азартным играм, удовольствиям, праздному безделью.

Паранойяльная акцентуация характеризуется чрезмерной подозрительностью, напряженностью, недоверчивостью.

Истероидный тип отличается эгоцентризмом, стремлением во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Они любят выслушивать только похвалу в свой адрес, часто претендуя на роль лидера. Однако чувства их неглубоки, воля ослаблена, авторитет невысок, тем более что они склонны к патологическому фантазированию и лжи. Если на первое место у истероидных личностей выступает стремление вызвать удивление и почитание, демонстративность поступков, то можно говорить о демонстративной (К. Леонгард) разновидности этого типа акцентуации. Во всех поступках такого типа наблюдаются явная наигранность, неестественность и позерство, даже в интимной сфере у них много игры и театральности.

Конформный тип акцентуации характеризуется растворением личности в окружающих. Эти лица мимикрируют под любое окружение, поэтому, попав в хороший микросоциальный коллектив, они могут стать исполнительными работниками, в ином случае нарушают нормы поведения <за компанию>, например спиваются.

Конформист, говоря словами М. Горького, тип "героя на час", который способен организовать народное движение, а потом "сбиться с круга", "скормить себя вшам".

Если у одного и того же индивидуума встречаются сочетания нескольких черт, то говорят о смешанном типе акцентуации характера.

Взаимосвязь личностных акцентуаций с отклоняющимся поведением.

Психологическими исследованиями, проведенными под руководством А.Е. Личко, установлены корреляции между особенностями заострений характера у подростков и отклоняющимся поведением: правонарушениями, сексуальной патологией, вредными привычками - алкоголизацией, наркотизацией, никотиноманией и др. Так, гипертимные подростки склонны к групповым формам делин-квентного поведения. Они, пытаясь лидировать среди асоциальных сверстников, из легкомыслия, жажды развлечений, ради получения средств для удовольствий, а также из риска сами становятся вдохновителями групповых правонарушений. Гипертимы проявляют интерес не только к бытовому групповому пьянству, но и широкому кругу дурманящих средств, в том числе газообразным токсическим веществам, считая, что <наркоманом и алкоголиком от этого не станешь>. Авантажность гипертимных подростков заставляет их пускаться в незаконные сделки, мелкие кражи, а отсутствие застенчивости и легкость установления контактов толкают и на ранние сексуальные связи.

Циклоиды не склонны к нарушению поведения и могут проявлять склонность к алкоголизации лишь в период подъема настроения. Сексуальная активность эмоционально лабильных акцентуантов обычно ограничивается флиртом и ухаживанием, влечение же остается малодиференцированным, в связи с чем возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма.

При астено-невротической акцентуации сексуальная активность ограничивается короткими и быстро истощающими вспышками. Ни делинквентности, ни алкоголизации, ни побегов из дому у них не встречается, так же, как и у сензитивных акцентуантов. В последнем случае если и наступает алкогольное опьянение, то алкоголь не веселит и не помогает контактам, наоборот, может вызвать депрессивную реакцию с ощущением собственной неполноценности. Суицидные действия и агрессивность могут возникать у сензитивов под влиянием ряда неудач, что бывает совершенно неожиданно для окружающих, не проникающих в мир их "мимозной психики".

По наблюдению А.А. Вдовиченко, шизоидные подростки, склонные к правонарушениям, попадают в поле зрения милиции гораздо позже других акцентуантов. Это объясняется тем, что они любят действовать в одиночку, тщательно скрывают свои намерения и поступки, <работают> без сообщников, хорошо обдумывают свои действия. Предпочитают совершать кражи при помощи собственноручно изготовленных отмычек, искусного выпиливания дверных замков и тому подобных приемов.

Эпилептоиды дают аффективные разряды, как правило, в период дисфории и тогда они совершают сексуальные эксцессы с садо-мазохистическими наклонностями. В гомосексуальных связях чаще выступают в активных ролях и, не довольствуясь взаимным онанизмом, совершают с партнером педерастические и другие грубые извращенные половые акты.

Для "ловли кайфа" эпилептоиды иногда прибегают к самокалечению и реже незавершенному самоудавлению. Алкогольное опьянение сопровождается дисфорическими и амнестическими расстройствами - "пить до отключки", а также диким возбуждением и стремлением "всё бить и крушить".

У истероидных акцентуантов побеги из дому и алкоголизация носят, как, впрочем, и все поведение, демонстративный характер и не сопровождаются серьезными правонарушениями в сексуальном влечении, не отличающимся ни напряжением, ни большой силой. Среди неустойчивых акцентуантов нередки случаи психофизического инфантилизма и задержки сексуального созревания (К.С. Лебединская). Однако раннее вовлечение в асоциальные группы ведет к сексуальному опыту, включая разврат и извращение. Эти взаимосвязи личностных акцентуаций с отклоняющимся поведением полезно знать, чтобы вовремя проводить с личностью психолого-педагогические мероприятия для профилактики делинквентного поведения.

Комментарии
  1. [26.04.18 10:46] kadr
    Это информационная составляющая, надо на чём-то проверять. Ну так делали, вместе с энерг..
  2. [25.04.18 13:16] Zluka
    я вот еще думаю, а играет ли какую нибудь роль мысленное представление того, что ты хоче..
  3. [25.04.18 12:08] Zluka
    Ну да, всё верно. Надо как бы понять, что все структуры что мы создаем вокруг себя они в..
  4. [25.04.18 09:39] Zluka
    Согласна на 100% с тем, что терпение это не проявление воли. Если хочется ударить кого-н..
  5. [24.04.18 20:20] kadr
    Это хорошо
  6. [24.04.18 20:14] Трансформатор
    у меня кстати 2 кактуса, оба почти одинаковые. Один может быть контрольным.
  7. [24.04.18 20:12] kadr
    Это жизненно :)
  8. [24.04.18 20:11] Трансформатор
    Надо следующим, мой кактус попробовать. Там процесс более медленный будет ещё круче видн..
  9. [24.04.18 20:10] kadr
    Хочется ударить это рефлекторная реакция тела, к воли и духу не имеет отношения. Почему..
  10. [24.04.18 20:05] Трансформатор
    Ну вообще я для упрощения написал. Что мы выбираем. Смысла терпеть нет. Но есть исключен..
  11. [24.04.18 19:58] Трансформатор
    Когда начал про окно читать и представил как я в монитор гляжу, почуствовал себя глупо))..
  12. [24.04.18 18:32] kadr
    Продолжает расти
  13. [24.04.18 18:26] kadr
    Для того, чтобы существовать в мире, нужно иметь определённый набор представлений о нё..
  14. [24.04.18 17:10] kadr
    Работает принцип - хочу (дух), могу (целеполагание), делаю (вектор воли). Чем сильнее хо..
  15. [24.04.18 17:00] kadr
    Проявление воли на терпение не имеет смысла, потому что смысл не в том, что бы терпеть.